Служба медиации (примирения)

Медиация – это структурно организованный процесс  взаимодействия между двумя и более людьми, в котором один из участников взаимодействия облегчает коммуникацию между двумя (и более) участниками, которые находятся в эмоциональном противостоянии друг к другу и не способны самостоятельно осуществить конструктивную коммуникацию.

Сама по себе процедура медиации направлена на урегулирование проблем взаимодействия, в котором ущемлены реально или предполагаемо интересы участников.

Метод школьного примирения (медиации) - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Он вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.

Цели «медиации» в образовательном учреждении можно сформулировать следующим образом:

- создание в образовательном учреждении безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

- улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении (каковыми являются воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество и семья) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Основные направления деятельности школьной службы примирения (медиации):

– проведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического состава;

– разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;

– предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;

– формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);

– профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);

– профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.


С сентября 2016 года в школе действует школьная служба примирения (школьная медиация). Примирительную деятельность осуществляют 5-6 человек: заместитель директора по ВР, зам. директра ДОУ, социальный педагог, педагог-психолог, 1-2 обучающихся (10-11 классы).

Правовую основу организации школьной службы примирения (медиации) составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
  • Положение о школьной службе медиации (примирения) МКОУ ХМР «СОШ с. Батово» от 31.08.2017 № 482;
  • Приказ МКОУ ХМР «СОШ с. Батово» «Об утверждении положения о школьной службе медиации (примирения)» от 31.08.2017 № 482.

Цель школьной службы примирения:

  • формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи:

  • создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении;
  • создание системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей.
  • повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска.

Деятельность школьной службы примирения (медиации) направлена на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. В её основе лежит:

  • разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации, проведение просветительской работы среди коллег и родителей;
  • предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
  • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).

Принципы работы школьной службы примирения (медиации):

  • принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе;
  • принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
  • принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Зачем нужна медиация школе?

Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Процедура применения медиативного подхода в работе школьной службы примирения:

  • Шаг 1. Получение сигнала от учителей, обучающихся или родителей (докладная записка, заявление, служебная записка).
  • Шаг 2. Изучение полученного сигнала, определение тактики ведения диалога.
  • Шаг 3. Определение медиатора или команды медиаторов (2-3 человека).
  • Шаг 4. Встреча с участниками спора.
  • Шаг 5. Оформление протокола.
  • Шаг 6. Обсуждение встречи медиаторами. Выработка решения, направленная на организацию коррекционной работы с участниками спора и профилактической работы с участниками образовательных отношений.

Функционирование школьной службы примирения (медиации) позволяет:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
  • повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
  • обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Презентация ШСП

​Методические рекомендации

Примерный порядок создания и поддержки школьной службы  примирения​

МЕДИАЦИЯ_РОВЕСНИКОВ_сборник_2016​

О службах для использования в работе

Единый план-график

Письмо Минобрнауки ВК-844_07 от 18.11.2013​

Приказ ДО и МП п-1435​

Приказ КО АХМР Школьные службы примирения​

Положение о школьной службе примирения МКОУ ХМР СОШ с. Батово

Примирительный договор​

Приказ "Об организации работы школьной службы примирения для профилактики и разрешения конфликтов в школьной среде"

План работы школьной службы примирения на 2020-2021 учебный год